Современное строительство невозможно без широкого применения машин и механизмов. Эффективность механизации определяется не только совершенством применяемых технических средств, но и рациональностью их подбора применительно к конкретным условиям.
В настоящее время СМР выполняются на основе комплексной механизации. Сущность комплексной механизации состоит и том, что в строительном процессе участвуют различные машины и механизмы, объединенные в единый комплекс, позволяющий почти полностью исключать ручной труд как из основных, так и всех вспомогательных операций.
Наиболее трудоемкая операция, от выполнения которой зависит темп строительства, называется ведущей (основной) строительной операцией, а выполняющая ее машина - ведущей машиной. Все остальные строительные операции называются неведущими (вспомогательными), а выполняющие их машины комплектующими машинами. Например, при откопке канала ведущей машиной может быть экскаватор - драглайн (или несколько таких экскаваторов), разрабатывающий грунт и грузящий его на самосвалы. Комплектующими машина могут быть: бульдозер, выравнивающий дно выемки; экскаватор - планировщик, выполняющий планировку откосов; самосвалы, отвозящие грунт от экскаватора к кавальеру; бульдозер, перемещающий грунт в кавальере.
Подбор машин и их количество зависят от конкретного вида работы, ее объема, условий выполнения и, естественно, технических характеристик и производительности каждой машины. Сначала подбирается ведущая машина (или несколько таких машин), затем под нее подбираются комплектующие машины. Например, в последнем примере параметры ведущей машины, т.е. тип и емкость ковша экскаватора, выбираются, исходя из общего объема земляных работ, размеров и конфигурации канала. В зависимости от такого выбора подбираются самосвалы определенной грузоподъемности, число которых определится дальностью отвозки грунта. Марка и число бульдозеров также выбирается исходя из производительности экскаватора и т.д.
Основная идея выбора вида и количества ведущих машин в таких расчетах обычно состоит в сопоставлении общей трудоемкости (машиноемкости) и желаемой продолжительности работ.
Для выполнения одной и той же работы могут применяться различные комплекты машин, и специалист, проектирующий организацию и технологию работ, должен выбрать наилучший комплект, исходя из технике экономического сравнения вариантов. Существует множество рекомендательных документов, справочников, типовых технологических карт, существенно облегчающих выбор комплектов машин.
В условиях плановой системы, характеризовавшейся стабильными связями поставщиков с потребителями, стабильными ценами, планирование механизации не ограничивалось отдельными строительными процессами. Предпринимались попытки оптимизации номенклатуры и численности парка машин на всех уровнях организационной структуры, включая управления, тресты, главки, министерства и даже всю строительную отрасль. Этим вопросам посвящались многочисленные исследования специалистов по организации и экономики строительства СССР. Однако успешному внедрению их предложений постоянно мешала нестабильность условий строительства и дефицитность существовавшей экономики.
В условиях рыночной системы подробное планирование парка машин на всех уровнях утратило свое определяющее значение, В то же время значительно повысилась роль долгосрочных прогнозов, которые способны выполнять функцию ориентиров в развитии механизации на региональном уровне. Это приобрело особое значение в природоохранное строительство, которое должно вестись в соответствии с долгосрочными целевыми программами. Что же касается оптимизации комплектов машин для конкретной стройки и тем более конкретного строительного процесса, то здесь существовавшие методы полностью сохранили свое значение. По этой причине типовые технологические карты и карты трудовых процессов, составленные в период плановой системы хозяйства, могут широко использоваться в нынешних рыночных условиях. Поправки необходимо лишь в отношении марок применяемых машин, которые естественно за прошедшие годы могли измениться. Строительные машины в зависимости от конкретных условий могут находиться в ведении общестроительных организаций и могут сосредотачиваться в организациях, специализированных на выполнении механизированных работ. Основная часть машин находится в специализированных организациях, так как в них легче обеспечить эффективную эксплуатацию таких машин. В дореформенный период эти организации именовались обычно "управлениями (трестами) механизации", "механизированными колоннами", в настоящее время названия могут быть произвольными, в том числе и ранее существовавшими. Чаще всего такие организации как и раньше, выполняют механизированные работы (например, земляные) на договорной основе, т.е. выступают в роли субподрядчиков. Кроме того, они могут предоставлять на время свои машины вместе с персоналом другим организациям за соответствующую плату. Иногда машины передаются в аренду и без экипажа. Примерно такая же система существует в зарубежные государствах, но передача машин аренду там практикуются чаще, чем в РФ.
Важным условием эффективной эксплуатации строительных машин является правильная организация их технического обслуживания и ремонта.
Техническое обслуживание включает осмотр, чистку, мойку машин, выявление и исправление мелких дефектов, заправку топливом и смазкой и проч. Ежемесячное техническое обслуживание является обязательным и выполняется самим обслуживающим персоналом.
Ремонты делятся на 2 вида - текущий и капитальный.
Текущий ремонт - это такой вид ремонта, когда в машине заменяются (или восстанавливаются) отдельные износившиеся детали или узлы без доставки ее на ремонтное предприятие и без полной разборки.
Капитальный ремонт - это ремонт на специальном ремонтном предприятии, связанный с полной разборкой машины, заменой или восстановлением всех неисправных узлов и детали, в том числе базовых.
Оба вида ремонтов проводятся в строго определенные сроки, установленные нормативными документами.
Организация, имеющая собственный машинный парк ежегодно составляет план технического оборудования и ремонта своих машин, месячные планы-графики текущих и капитальных ремонтов, сводный план капитальных ремонтов.