От наших партнёров:
ПрочееНефтеперерабатывающие заводы РФ
Нефтеперерабатывающая отрасль является ведущей отраслью российской экономики. На территории страны функционирует большое число крупных и мелких предприятий по переработке нефти, и число их постоянно увеличивается. Нефтеперерабатывающие заводы – НПЗ – располагаются в непосредственной близости к нефтяным вышкам, что позволяет снизить расходы на транспорт сырой нефти. В зависимости от схемы нефтепереработки на предприятии, принято выделять три профиля НПЗ – топливный, топливно-масляный, топливно-нефтехимический. Однако НПЗ в России постепенно стремятся к универсализации производства, что выражается в нивелировании границ между профилями. Завод топливного профиля производит моторное топливо, горючие газы, мазуты, нефтяной кокс, битум и пр. Установки на НПЗ топливного профиля включают в себя запорную и запорно-регулирующую арматуру и оборудование для нефтеперегонки, гидроочистки, риформинга, вакуумной дистилляции, изомеризации, каталитического крекинга, коксования и иных процессов. Крупными заводами топливного профиля являются Московский НПЗ, завод в Ачинске. Предприятия топливно-масляного профиля производят также смазочные материалы в виде нефтяных масел, твердых парафинов, смазок и т.д. Дополнительно к установкам для производства топлива на них имеются установки для производства смазок и масел. НПЗ топливно-масляного профиля - Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез, Ярославнефтеоргсинтез, Омский НПЗ и другие. Заводы топливно-нефтехимического профиля производят также реагенты и полимеры, для чего они оборудуются установками для пиролиза, производства полипропилена, полистирола, полиэтилена и т.д. Примерами предприятий подобного профиля могут являться заводы Уфанефтехим, Салаватнефтеоргзинтез.
На НПЗ вне зависимости от профиля используется обширный ассортимент трубопроводной арматуры, которая различается по конструктивным особенностям и области применения. Арматура подвергается большой нагрузке – это связано с агрессивностью рабочей среды, высокими температурами, коррозией и непрерывным процессом производства. Такая запорная арматура, как шаровые краны, поворотные затворы, компенсаторы, клапаны должны иметь сертификат соответствия и разрешение Гостехнадзора на применение в данной отрасли промышленности. НПЗ относятся к первой категории предприятий, потенциально пожаровзрывоопасных. Для клиновых задвижек, которые поставляются с электроприводами, обязательно наличие сертификатов российского образца, в которых подтверждается взрывозащищенность данной арматуры. Для трубопроводной арматуры важно соблюдение всех требований – соответствия герметичности «А» классу, температуре и давлению рабочих сред, иным необходимым параметрам. Для запорной арматуры необходимо соответствие типоразмеров к исполнению фланцев. Каждая единица поставляемой арматуры должна иметь свой паспорт, для мелкой арматуры паспорт прилагается к партии.
Основные нефтеперерабатывающие заводы России находятся в Тюменской и Челябинской областях, а также в центральной части страны. Большая часть данных предприятий была основана в послевоенный период до 1965 года. Географически, месторасположение заводов привязывалось к районам с максимальным потреблением нефтепродукции. Для обеспечения ими Центрального экономического района были построены НПЗ в Горьковской, Ярославской, Рязанской областях. Ленинградский промузел снабжали нефтепродуктами НПЗ в Ленинградской области. Заводы в Ангарске и Омской области ориентировались на Сибирский регион, Краснодарском крае – на Северный Кавказ. Впоследствии новые заводы были построены в Пермской, Самарской областях, в Башкирии. После 1966 года на территории России были введены в эксплуатацию заводы в Нижнекамске и Ачинске. Сегодня в России функционируют более 27 крупных НПЗ, суммарная мощность которых составляет более 263 млн.т., а также 46 мини-заводов по переработке нефти, мощность которых составляет около 5 млн.т. Действуют также два конденсатоперерабатывающих завода. Основными видами производимых нефтепродуктов в России являются тяжелые и средние фракции, в первую очередь – дизельное топливо и мазут. Данные материалы успешно экспортируются в различные страны, причем доля экспорта составляет не менее 70%. Доля производства автомобильного бензина составляет не более 20% от общего объема продукции. Практически вся данная продукция поступает на внутренний рынок страны, что обусловлено невысоким качеством. На долю прочих нефтепродуктов - авиационного бензина, керосина, смазочных масел – приходится еще около 13%. Несмотря на то, что технологический уровень НПЗ России ниже, чем на аналогичных предприятиях США и Европы, показатель сложности переработки для российских заводов имеет достаточно высокое значение.